Беломорско-Балтийский канал. История Строительства

Беломорско-Балтийский канал.jpg

История строительства Беломорско-Балтийского канала трагична. Беломорканал стал одной из первых великих строек страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных. Самый прославленный из всех каналов России, благодаря бессмертным одноименным папиросам, Беломорско-Балтийский канал остается, тем не менее, самым неизвестным.. Далее следует рассказ о том, как строился этот канал..

Идея постройки канала родилась еще в давние времена. В 1702 году Петр I прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», — ее следы были видны даже в начале прошлого века, — по которой соорудили настил из бревен и по ним за десять дней из Белого моря до Онего-озера протащили военные суда. В 1798 году пудожский купец Бакинин подал заявку на постройку канала из Онежского озера к реке Онеге через Водлозеро. Он рассчитывал окупить затраты за счет вырубки ценных лиственничных лесов в этом районе. Почти одновременно поступил и проект из Петрозаводска за подписью трех купцов и директора Олонецкого завода англичанина Адама Армстронга. Маршрут канала пролегал от Повенца на Онежском озере к селу Сорока (нынешнему Беломорску) — то есть, почти совпадал с нынешней трассой. Правительство заинтересовалось проектом и направило для изыскания лучшего специалиста — генерала де Волана, строителя Мариинской системы каналов. Однако, обследовав местность, он забраковал проект: слишком-де много скал, водопадов и других препятствий… Были предложения и в середине XIX века, а в 1900 году профессор В. Е. Тимонов за проект канала от Онежского озера к Белому морю был даже удостоен золотой медали Парижской выставки. Hо напоминанием обо всех этих мероприятиях, по словам Михаила Пришвина, побывавшего в этих краях в 1906 году и написавшего о поездке книгу «В краю непуганых птиц», остались лишь два камня около деревни Масельга с надписью: «Онежско-Беломорский канал».


BAM

 
По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км — 10 лет). Нужно также учесть, что на сооружение Беломорканала не было выделено валюты, ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку". Руководить сооружением канала поручили верным сталинцам…" (Рассказов Л. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках. Экономическая история: Ежегодник. 2002. — М.: Росспэн, 2003. С. 269-319). Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Начальником строительства назначается Лазарь Коган. На Беломорканале прославился и другой известный "соловецкий деятель" — Натан Френкель. 


belomorE

 
Весной 1932 г. Генрих Ягода, тогда еще заместитель председателя ОГПУ, и его подельник — заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили "Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Якова Рапопорта . на строительстве Беломоро-Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных". В соответствии с Положением им предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Важно подчеркнуть, что решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало. 


k103

 
История строительства Беломоро-Балтийского канала — это история страданий огромного количества советских людей. К 1 мая 1932 г. на строительстве канала было занято 100 тыс. рабочих, из которых 60 тыс. размещалось в бараках. Остальные жили в палатках и иных постройках временного типа. Без современной техники, без достаточного материального обеспечения руководство стройкой добилось "по многим объектам… нормы выработки, превышающие единые всесоюзные нормы"27. В мае 1933 г. Г.Г.Ягода докладывал И.В.Сталину о готовности Беломорканала. В июле этого же года И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. А в августе на Беломорканал направляется десант из 120 писателей и журналистов для ознакомления с чудом социалистической экономики. Они беседуют с заключенными, которые, конечно же, хвалят партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершают прогулки по каналу. 


107544_image_large

В результате этой поездки 36 писателей (среди них Максим Горький, В.П.Катаев, В.В.Иванов, В.М.Инбер, А.Н.Толстой, М.М.Зощенко и др.) выпускают книгу об истории строительства Беломорканала и героическом труде создателей и посвящают ее XVII съезду ВКП(б). Писатели поведали читателям советской страны о необычайно высоких темпах роста социалистической экономики, об ударном труде производственников на сооружении канала, об ущербности европейско-американского капитализма, о героических усилиях чекистов по организации работ и по "перековке" заключенных. Ничего не говорится только о жестокости порядков, о голоде, о холоде, о гибели тысяч людей, унижении их человеческого достоинства/


    80613

Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ: соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов. Этому способствовала и изощренная пропагандистская кампания по восхвалению государственной пенитенциарной политики… 

belomorF

Типичнейшим пропагандистским роликом был и художественный фильм "Заключенные" о быстром и чудодейственном превращении преступников в передовых строителей нового общества. По воспоминаниям одного из заключенных, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему:

"Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма — наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!"

belomorD

За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения: южная его часть была полностью уничтожена. Также сильно пострадали инфраструктура канала (в частности маяки) и посёлок Повенец. Произошло это потому, что во время войны западный берег канала был захвачен финнами. В 1944 году советская сторона взорвала 7 шлюзов Повенчанской лестницы. После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Сквозное судоходство на всём протяжении канала было восстановлено 28 июля. В 1950-х годах, после того, как 2 февраля 1950 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР о капитальном ремонте и реконструкции гидросооружений ББК, начались работы по постепенной электрификации сооружений и механизмов канала. В 1953 году в штат гидроузлов были включены электрики, к 1957 году в основном были завершены работы по электрификации гидроузлов на северном склоне канала, а в 1959 году все береговые и плавучие обстановочные огни были переведены на электропитание. Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 г. Пропускная способность канала и фактический объем грузоперевозок возросли в несколько раз. В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. Непрерывная модернизация и реконструкция канала продолжается и сейчас. Создание ББК дало жизнь Беломорску, а также другим городам региона от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в этом регионе России развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Также выросли новые города и поселения — Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Местечко Повенец стало большим портом, а Беломорск — важным промышленным центром.

photo68g

Транспортный путь Беломорско-Балтийского канала имеет протяжённость в 227 км с подходными каналами от Онежского озера до Белого моря, из них 37,1 км составляют искусственные пути. Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю, все навигационные знаки (буи, маяки) оборудованы в соответствии с этим правилом. Канал начинается у посёлка Повенец в Повенецкой губе Онежского озера. Сразу за Повенцом следуют семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга (так называемая «Повенчанская лестница»). Вместе эти шлюзы образуют Южный склон канала. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала. На севере канал впадает в Сорокскую губу Белого моря, в устье канала расположен город Беломорск. На берегах канала расположены следующие крупные населённые пункты: Повенец, Сегежа, Надвоицы, Сосновец, Беломорск.


bbkanall

 
В первую навигацию было перевезено 1,143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров. В 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, что составляло 44 % пропускной способности. Пик грузоперевозок по каналу пришёлся на 1985 год. Тогда по Беломорско-Балтийскому водному пути было перевезено 7 млн 300 тыс. тонн грузов. Такие объёмы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В начале XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти, но всё равно они остаются намного ниже прежних. Например, в 2001 году по каналу было перевезено 283,4 тыс. тонн грузов, в 2002—314,6 тыс. тонн. 

DSCN49261

Со стратегической точки зрения канал предоставил возможность связать Белое и Балтийские море. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать надежную защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали именно военные корабли. Беломорско-Балтийский канал является перспективным маршрутом туристических судов. Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135х14,3 м. Скорость движения судов на искусственных участках канала ограничена 8 км/ч. В условиях ограниченной видимости (менее одного километра) движение судов по каналу запрещается. Средняя длительность навигации на канале составляет 165 суток.

015img

Источник: lifeglobe.net


Речные круизы из Перми и городов России

Цены указаны на 1 человека



К оплате мы принимаем
mastercard-visa.png

Чтобы добавить статью в закладки — нажмите сочетание клавиш Ctrl + D


Также Вам может быть интересно




Была ли эта статья интересной? Да! Нет

3 июня 2017

Просмотры - 2530

Вернуться в список

12 Ноября 2018

Распродажа новогодних путевок в санатории Урала

Лучшие санатории по лучшим ценам!

(Просмотры - 3087)

читать

7 Ноября 2018

Осенние акции в санатории Урала и Кирова

Не упустите выгодное предложение!

(Просмотры - 3916)

читать

15 Ноября 2018

Цены речных круизов из Перми в ноябре

Актуальные цены и условия бронирования в ноябре!

(Просмотры - 110)

читать

12 Ноября 2018

Детям БЕСПЛАТНО!

Дети до 14 лет БЕСПЛАТНО!

(Просмотры - 166)

читать

12 Ноября 2018

Распродажа новогодних путевок в санатории Урала

Лучшие санатории по лучшим ценам!

(Просмотры - 3087)

читать

7 Ноября 2018

Осенние акции в санатории Урала и Кирова

Не упустите выгодное предложение!

(Просмотры - 3916)

читать

15 Октября 2018

Новогодние заезды в санатории

Бронируйте новогодние путевки в популярные санатории Урала

(Просмотры - 2366)

читать

12 Ноября 2018

Детям БЕСПЛАТНО!

Дети до 14 лет БЕСПЛАТНО!

(Просмотры - 166)

читать
НОВОСТИ САНАТОРИЕВ

15 Ноября 2018

Цены речных круизов из Перми в ноябре

Актуальные цены и условия бронирования в ноябре!

(Просмотры - 110)

читать

12 Ноября 2018

Поиск попутчика в речные круизы

Актуальные данные по всем круизам из Перми

(Просмотры - 338)

читать

10 Ноября 2018

Фирменный круиз по городам “Золотого кольца” России

В рамках круиза 21—30.06.2019 г. на 4-палубном теплоходе «В.Маяковский». 

(Просмотры - 204)

читать

7 Ноября 2018

Единственный круиз по маршруту "Пермь - о.Кижи + Соловки – Пермь"

Описание фирменной экскурсионной программы на теплоходе «Михаил Кутузов», 15-30 июля 2019 г. (16 дней)

(Просмотры - 299)

читать
НОВОСТИ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ

1 Сентября 2018

Туры в рассрочку по карте «Халва»!

Путевки до 100 000 рублей в рассрочку на 4 месяца, без переплат!

(Просмотры - 1045)

читать

13 Мая 2018

Пляжный отдых в июне 2018 года

Подборка предложений зарубежного пляжного отдыха с вылетом из Перми

(Просмотры - 2374)

читать

13 Мая 2018

Из Перми в Тунис на лето 2018

Полетная программа с 28.05.2018 по 10.10.2018, на 10 ночей. Подборка выгодных предложений

(Просмотры - 2351)

читать

5 Мая 2018

Пляжные туры из Перми по крайне низким ценам

Турпакеты с вылетом из Перми — в Турцию, Кипр, Крит, Тунис и Болгарию.

(Просмотры - 2250)

читать
НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРОВ

25 Октября 2018

Новогодние туры из Перми — к Деду Морозу

Выбирайте из множества вариантов. От 2850 руб/чел.

(Просмотры - 451)

читать

13 Мая 2018

Круиз по Черному морю с авиаперелетом из Перми

Круиз на т/х «Князь Владимир» из Севастополя. Без виз и загранпаспортов!

(Просмотры - 2788)

читать

13 Мая 2018

Вылеты в Сочи из Перми по программе «Открытый юг»!

Подборка цен на май-июнь. Вылеты каждый день!

(Просмотры - 2756)

читать

2 Мая 2018

Автобусный тур на Алтай из Перми

Программа "Алтайская кругосветка" на 8 дней (4 дня/ 3 ночей на Алтае) - от 17 345 руб/чел.

(Просмотры - 2739)

читать
НОВОСТИ ТУРОВ ПО РОССИИ

27 Января 2016

Раннее бронирование 2016 туры по России и ближнему зарубежью

Успевайте забронировать и получить скидку.

(Просмотры - 9046)

читать

29 Июля 2015

Беларусь - путешествия с российским паспортом.

Туры в безвизовую Беларусь

(Просмотры - 10395)

читать

30 Октября 2015

Новый год на Черном море и в горах Абхазии

Новогодний экскурсионно-развлекательный тур!

(Просмотры - 10258)

читать

13 Марта 2015

Солнечный май в Абхазии

Проведите незабываемые теплые и солнечные дни мая в гостеприимной Абхазии. До конца марта действует спецакция – скидка 5%!

(Просмотры - 10933)

читать
НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРОВ

26 Октября 2018

Путевки в зимнюю смену в лагере «Новое поколение»

Заезд 02-11.01.2019 г. 15000 рублей.

(Просмотры - 343)

читать

25 Октября 2018

ЗИМНИЙ ЭКСПРЕСС «В гости к Деду Морозу и Кикиморе Вятской»

Ж/д тур для школьников или родителей с детьми 04.01 - 07.01.2019 г. 

(Просмотры - 422)

читать

25 Октября 2018

Новогодний экспресс к Деду Морозу в Великий Устюг

Ж/д маршруты 23-25 декабря 2018 г. и 04-06 января 2019 г. Скидка раннего бронирования.

(Просмотры - 510)

читать

25 Октября 2018

Акция для школьников «Новогодний корпоратив»

Грандиозный праздник 22 - 23 декабря в лагере «Благодать».

(Просмотры - 548)

читать
НОВОСТИ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ

10 Августа 2018

Путевка в рассрочку по карте «Халва»!

Путевки до 100 000 рублей в рассрочку на 4 месяца, без переплат!

(Просмотры - 1365)

читать

1 Августа 2018

Организована бесплатная парковка для клиентов

Теперь всегда есть где парковаться

(Просмотры - 2747)

читать

31 Июля 2018

Скидка за самостоятельный подбор тура

Мы ценим вашу самостоятельность!  Подбирайте путевки на нашем сайте и получайте дополнительные скидки.

(Просмотры - 13235)

читать

24 Июля 2018

Принимаем оплату по картам «СОВЕСТЬ»

Путевки в рассрочку на 3 месяца с переплатой 0%!

(Просмотры - 1238)

читать
НОВОСТИ КОМПАНИИ КАМ-ТУР
ОБЗОР ВСЕХ НОВОСТЕЙ
Быстрый заказ тура

Политика конфиденциальности Подробнее..

x

Спасибо!

Ваш заказ принят! В ближайшее время мы с вами свяжемся.

x